Лучшие предпринимательские разработки участников федерально-окружной бизнес-школы научно-технологических и социальных предпринимателей в ПФО и УрФО РФ

Лучшие предпринимательские разработки участников федерально-окружной бизнес-школы научно-технологических и социальных предпринимателей в ПФО и УрФО РФ

БИОЛОГИЯ - Алешковский Владилен Антонович

Россия, Тюменская область, г.Тюмень, МАОУ СОШ№65, 7 класс

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО ЭПОХИ СРЕДНЕГО И ПОЗДНЕГО ЭОЦЕНА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО МОРЯ

Научный руководитель: Щелчкова Лариса Анатольевна, руководитель научного общества учащихся, учитель начальных классов высшей категории.

Совсем немногие знают, что примерно 40 миллионов лет назад на территории Западной Сибири было огромное море. В большинстве своем жители Тюмени очень удивляются, услышав об этом. Это говорит о том, как мало мы знаем об истории своего края, и это незнание свидетельствует о недостаточной изученности и малой информативности по данному вопросу.

Гипотеза: предположим, что Тюмень и тюменская область была дном моря, которое было наполнено разнообразными представителями фауны.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - Исследовать на практике Западно-сибирское древнее море и описать какие представители морской фауны того времени наполняли его.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить литературу по данному вопросу;
  2. Осуществить встречи с научными работниками и палеонтологами-энтузиастами;
  3. Составить план и реализовать собственные экспедиции по древнему морю;
  4. Полученные результаты систематизировать и представить в виде презентации.

Объект исследования – палеонтология древнего западно-сибирского моря. Предмет исследования – представители морской фауны эпохи среднего позднего эоцена западно-сибирского моря.

Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, резюмирование изучаемого теоретического материала, познавательные встречи со специалистами палеонтологии и геологии, экспедиции, наблюдение.

В процессе исследования мы осуществили экспедиции по дну древнего западно-сибирского моря, обнаружили массу палеонтологических свидетельств присутствия морской фауны на каждой из выбранных локаций и пришли к выводам, подтвердившим нашу теорию, о том, что море, в самом деле, несколько раз наполняло западно-сибирскую равнину, что подтверждает образование залежей полезных ископаемых на данной территории и наши палеонтологические находки.

По итогам исследования можно утверждать, что наша гипотеза подтвердилась - Тюмень и тюменская область была дном моря, которое было наполнено разнообразными представителями фауны.

БИОЛОГИЯ - Гиблер Анна Евгеньевна

Россия, Тюменская область, г.Ишим, МАОУ СОШ №7 г.Ишима, 9 класс

ВЛИЯНИЕ ПОЖАРОВ РАЗНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ НА СОСТАВ И СТРУКТУРУ ГЕРПЕТОБИОНТНЫХ НАСЕКОМЫХ БЕРЕЗОВЫХ ЛЕСОВ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА ИШИМА

Научный руководитель: Столбов Виталий Алексеевич, кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии и эволюционной экологии животных ТюмГУ.

Ежегодно на планете сокращается площадь лесов на 11 мл га. Самыми основными факторами, приводящими к уничтожению лесных ресурсов в последние годы стали представлять пожары. Каждый год в России возникают десятки тысяч пожаров, гибнет около 1,5-3 миллионов гектаров леса. Пирогенный фактор оказывает серьезное отрицательное действие на фауну и флору, снижая их биологическое разнообразие.

Почвенные беспозвоночные животные и герпетобионты играют огромную роль в жизни леса, в почвообразовании, принимая активное участие в гумификации и минерализации органических остатков, в активизации деятельности микрофлоры, в обогащении почв элементами питания. Актуальность изучения герпетобионтной мезофауны после лесных пожаров обуславливается ее обилием и важной ролью в лесных биоценозах, чуткостью к изменениям природных факторов.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - Изучить влияние пирогенного фактора различной степени на численность и структуру сообществ насекомых-герпетобионтов в березовых лесах в окрестностях города Ишима.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить видовой состав и численность насекомых-герпетобионтов в лесах с разной степенью пожара и в контрольном лесу;
  2. Определить степень богатства насекомых-герпетобионтов на исследуемых площадках;
  3. Выявить уровень фаунистического сходства насекомых-герпетобионтов в горелых лесах и контрольном;
  4. Определить уровень воздействия пожара на почвенных насекомых и сформулировать прогнозы по возобновлению их сообществ.

Гипотеза: Мы предполагаем, что лесные пожары любой интенсивности оказывают отрицательное воздействие на почвенных насекомых.

Объект исследования – три участка березовых биоценозов. Предмет исследования – герпетобионтные насекомые на исследуемых площадках.

Учет видового разнообразия сообществ герпетобионтных насекомых проводился по стандартной методике при помощи почвенных ловушек Барбера.

Сейчас есть большое количество книг и журналов для садоводов и огородников. Из них я узнала о причинах появления фитофтороза, о последствиях его возникновения и о способах борьбы с ним. Сведения об этом содержатся в теоретической части моей работы.

В практической части своей работы я рассказываю о том, как выбирала способы обработки растений для профилактики и лечения фитофтороза, как обрабатывала кусты томатов и наблюдала за развитием растений, за их цветением и появлением плодов. Все полученные результаты я показываю в виде таблиц и графиков.

При выполнении практической части своей работе я использовала информацию, напечатанную в журнале «Моя прекрасная дача», № 4, февраль 2014 г. В этом журнале я нашла сведения об экологически чистых способах борьбы с фитофторозом томатов. По мнению авторов, для этого можно использовать медную проволоку, чесночный раствор, соляной раствор, отвар хвоща и даже кефир. Учитывая, что в других литературных источниках для борьбы с фитофторозом рекомендуют применять химические препараты, содержащие медь, можно предположить, что именно медная проволока должна дать наиболее хороший результат.

Гипотеза: из выбранных мною для эксперимента экологически чистых способов профилактики и лечения фитофтороза (медная проволока, чесночный раствор, соляной раствор) именно медная проволока должна быть наиболее эффективным способом борьбы с фитофторозом.

БИОЛОГИЯ - Крымова Валентина Павловна

Россия, Самарская область, г. Самара, МБОУ Школа №132, 11 класс

ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНЫЕ СПОСОБЫ БОРЬБЫ С ФИТОФТОРОЗОМ ТОМАТОВ

Научный руководитель: Иванова Любовь Николаевна, учитель биологии.

Актуальность темы заключается в том, что сейчас мы употребляем в пищу продукты, которые нельзя назвать экологически чистыми. Поэтому многие люди стараются выращивать фрукты и овощи своими руками. Часто бывает, что растения, выращенные на дачном участке, не дают хорошего урожая по причине возникновения различных заболеваний. Появления и развития многих болезней можно избежать, если применять экологически чистые методы профилактики и лечения.

Фитофтороз – это одно из самых распространенных заболеваний томатов. Оно может уничтожить значительную часть урожая. В литературе описывается множество различных способов борьбы с фитофторозом. Я решила изучить эффективность некоторых экологически чистых способов.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - определить, какой из выбранных способов борьбы с фитофторозом томатов окажется наиболее эффективным.

Для достижения своей цели я ставлю следующие ЗАДАЧИ:

  1. Сравнить силу растений, время появления первых цветов и плодов на растениях, обработанных разными способами;
  2. Сравнить способы обработки растений по количеству здоровых растений и плодов;
  3. Сравнить способы обработки растений по количеству времени, потраченному на обработку.

Объект исследования – томат. Предмет исследования – устойчивость растений к заболеванию фитофтороз при различных способах обработки растений.

Работа относится к прикладным, так как направлена на использование в практических целях. В ходе работы определен метод обработки томатов, который позволяет сохранить растения наиболее здоровыми и получить хороший урожай.

Сейчас есть большое количество книг и журналов для садоводов и огородников. Из них я узнала о причинах появления фитофтороза, о последствиях его возникновения и о способах борьбы с ним. Сведения об этом содержатся в теоретической части моей работы.

В практической части своей работы я рассказываю о том, как выбирала способы обработки растений для профилактики и лечения фитофтороза, как обрабатывала кусты томатов и наблюдала за развитием растений, за их цветением и появлением плодов. Все полученные результаты я показываю в виде таблиц и графиков.

При выполнении практической части своей работе я использовала информацию, напечатанную в журнале «Моя прекрасная дача», № 4, февраль 2014 г. В этом журнале я нашла сведения об экологически чистых способах борьбы с фитофторозом томатов. По мнению авторов, для этого можно использовать медную проволоку, чесночный раствор, соляной раствор, отвар хвоща и даже кефир. Учитывая, что в других литературных источниках для борьбы с фитофторозом рекомендуют применять химические препараты, содержащие медь, можно предположить, что именно медная проволока должна дать наиболее хороший результат.

Гипотеза: из выбранных мною для эксперимента экологически чистых способов профилактики и лечения фитофтороза (медная проволока, чесночный раствор, соляной раствор) именно медная проволока должна быть наиболее эффективным способом борьбы с фитофторозом.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ - Широких Елизавета Сергеевна

Россия, Кировская область, г. Киров, КОГОАУ «Лицей естественных наук», 9 класс

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕДИЦИИ В ЧИРКОВСКИЙ КАРЬЕР СЛОБОДСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Научный руководитель: Двинина Галина Геннадьевна, педагог - организатор КОГОАУ ЛЕН, педагог доп. образования МОАУ ДО «ЦРТДЮ г. Кирова».

Чирковский карьер Слободского района - одно из интересных мест для геологического исследования в Кировской области. Его изучением занимались специалисты в 20 веке, о чем свидетельствуют данные городского геологического музея. Для получения новых знаний о современном состоянии карьера необходимо было провести экспедицию и собрать образцы горных пород, а также попытаться найти образцы, содержащие признаки флоры и фауны пермского периода. Цель проекта: изучение современного состояния Чирковского карьера Слободского района Кировской области. Задачи проекта: организовать экспедицию, описать современное состояние карьера, собрать коллекцию горных пород и минералов, попытаться обнаружить признаки обитания животных и растений пермского периода.

Ключевые слова: геология, пермский период, экспедиция, известковый карьер, горные породы, минералы, палеонтологические находки.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ - Ильина Полина Андреевна

Россия, Ульяновская область, р.п. Новая Майна, МБОУ «СШ № 2 р. п. Новая Майна МО «Мелекесский район» Ульяновской области», 7 класс

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАПИВЫ В ПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Научный руководитель: Светкина Елена Алексеевна, учитель математики.

Объект исследования – крапива. Предмет исследования – продукт из крапивы.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: исследовать возможность использования крапивы в промышленном производстве.

В данной работе используем следующие методы исследования: эксперимент, опыт, сравнение, анализ, наблюдение.

Практическая часть работы заключается в экспериментах по получению следующих продуктов:

  1. красителя из крапивы;
  2. бумаги из крапивы (сырье - крапива зимняя и летняя);
  3. нити из крапивы (применялись способы вываривание в воде, в щелоке, выскабливание, вымачивание и сухой способ из зимней крапивы).

В заключение рассмотрели целесообразность и экономическую выгоду промышленного производства полученных продуктов.

Ключевые слова: крапива, краситель, бумага, нить, промышленное производство.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ - Стеньгин Руслан Эльшадович

Россия, Ульяновская область, р.п. Новая Майна, МБОУ «СШ № 2 р. п. Новая Майна МО «Мелекесский район» Ульяновской области»,8 класс

ИССЛЕДОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОГО СЫРЬЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА БУМАГИ

Научный руководитель: Светкина Елена Алексеевна, учитель математики, Щербакова Галина Алексеевна, учитель иностранного языка.

Объект исследования – бумага, предмет исследования – производство бумаги из листвы и травы, соломы, макулатуры, тряпья.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: исследовать возможность использования другого природного сырья (природного, а так же отходы производства) для получения бумаги.

В данной работе используем следующие методы исследования: эксперимент, опыт, сравнение, анализ, наблюдение.

Практическая часть работы заключается в экспериментах по получению экологически чистой бумаги без использования отбеливателей и кислот.

Результаты представлены в виде сводной таблицы. В заключение рассмотрели экономическую выгоду промышленного производства бумаги из соломы.

Ключевые слова: бумага, сырье, трава, листва, солома, тряпье, промышленное производство.

ИНФОРМАТИКА - Атаджанов Александр Русланович

Россия, Самарская область, г. Самара, МБОУ СМАЛ, 10 класс

АВТОНОМНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СТАНЦИИ НА МАРСЕ

Научный руководитель: Мезенцев Дмитрий Александрович, руководитель клуба центра по работе с одаренной молодежью Самарского университета.

Аннотация: Целью разработки является создание робота, который сможет передвигаться по поверхности Марса и на котором будет находиться устройство для преобразования оксида железа в твёрдый и прочный материал, с последующей укладкой, что в разы упростит и ускорит колонизацию марса.

Ключевые слова: Робототехника, Космос, Марс, Добыча ресурсов, Строительство, Переработка.

ИНФОРМАТИКА - Башарин Тимофей Евгеньевич

Россия, Самарская область, г. Самара, МБОУ СМАЛ, 10 класс

РОБОТИЗИРОВАННЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ ДЛЯ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ВОДЫ

Научный руководитель: Мезенцев Дмитрий Александрович, руководитель клуба центра по работе с одаренной молодежью Самарского университета.

Аннотация: Поставлена проблема неудобства взятия проб в поверхностных водоемах длительность этого процесса и ресурсозатратность. Главной задачей разработки является роботизированный подводный аппарат выполняющий функцию мониторинга состояния воды. Целью является автоматизация взятия пробы воды. В качестве продукта был разработан прототип данного робота. Прототип включает в себе первую версию робота выполняющую функции поворотов, вращений вокруг оси, погружений на не большие расстояния и нахождение в состояние равновесия на поверхности воды и под водой. Робот программируемый, программа пишется на языке C++. Робот создан на базе Arduino. Прототип успешно создан, намечен план и главные цели для будущих разработок. Проведена оценка результатов разработки, оценка актуальности данного робота и анализ существующих решений.

Ключевые слова: прототип, АНПА, мониторинг состояния воды, роботизированный подводный аппарат, Arduino Uno, робототехника.

ИНФОРМАТИКА - Гриднева Надежда Артемовна

Россия, Самарская область, г. Самара, Лицей №1 «Спутник», 6 класс

СЛАДКАЯ МАТЕМАТИКА

Научный руководитель: Ерёмкин Роман Александрович, Учитель информатики и робототехники.

Аннотация: В курсе школьной программы по математике лицеисты изучают умножение натуральных чисел и их свойства. Эти знания полезны, но иногда даются нелегко и требуется дополнительная мотивация, чтобы дополнительно прорешать ещё несколько математических примеров для закрепления материала.

В данном случае на помощь приходит математический автомат на основе распространённого конструктора Lego, который выдает сладкое за правильные ответы. А так как большинство детей любят сладости, то появляется дополнительный стимул для решения ещё хотя бы парочки примеров. Соответственно, объектом исследования является математический автомат «Сладкая математика», а предметом исследования – конструирование и свойства умножения натуральных чисел.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: создание математического автомата «Сладкая математика» на базе Lego, выдающего сладости за правильные ответы.

Для выполнения поставленной цели требуется выполнить следующие задачи:

  • - повторить умножение натуральных чисел;
  • - изучить основы конструирования;
  • - сконструировать математический автомат «Сладкая математика» на базе Lego;
  • - изучить язык программирования для Lego;
  • - запрограммировать математический автомат «Сладкая математика».

ИНФОРМАТИКА - Илюткин Никита Дмитриевич

Россия, Самарская область, г. Самара, МБОУ СМАЛ, 10 класс

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАНИПУЛЯТОР-ПОМОЩНИК НА БАЗЕ КОНТРОЛЛЕРА ATMEGA328P

Научный руководитель: Мезенцев Дмитрий Александрович, руководитель клуба центра по работе с одаренной молодежью Самарского университета.

Аннотация: в данной работе рассмотрена проблема занятости человека и нагрузки на него в домашних условиях и взаимодействия человека и робота в современном мире. Рассмотрены существующие решения по данной проблеме: изучены сферы применения манипуляторов, найдены и изучены примеры коллаборативных манипуляторов, которые могут использоваться в домашних условиях, проанализированы их технические возможности и характеристики. В ходе работы создан алгоритм работы и спроектирован прототип устройства манипулятора-помощника. По результатам работы планируется использование данного устройства на коммерческих основах, в домах и лабораториях.

Ключевые слова: робототехника, коллаборативные манипуляторы, компьютерные программы, программирование на Arduino, 3D-моделирование.

ИНФОРМАТИКА - Сюков Кирилл Алексеевич

Россия, Самарская область, г. Самара, МБОУ СМАЛ, 10 класс

АВТОНОМНАЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ БПЛА НА БАЗЕ ATMEGA328P

Научный руководитель: Мезенцев Дмитрий Александрович, руководитель клуба центра по работе с одаренной молодежью Самарского университета.

Аннотация: Целью разработки является автономно-посадочной площадка для беспилотного летательного аппарата, которая представляет собой стационарную посадочную платформу небольших размеров. Основное назначение таких платформ — борьба с недостатком БПЛА коптерного типа, их малым временем работы. Аппарат может выполнить зарядку или замену батарей в посадочной станции, и продолжить свою работу. Также такие платформы могут иметь и другие функции автоматического наземного обслуживания БПЛА — получение грузов, укрытие и хранение БПЛА, обмен данными и т.п.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: разработать принципиальную схему автономной взлетно-посадочной площадки для беспилотного летательного аппарата на базе ATMEGA328P для наглядной демонстрации ее экологического применения.

В ходе работы проведен анализ результатов поисковой и изобретательской работы в области конструкций платформ, выделены основные критерии к проектируемому объекту. Рассмотрена новизна места локации платформы – на водной поверхности, что позволит иметь постоянный возобновляемый источник энергии для безостановочной работы дрона. Данный проект позволит посмотреть на то, как меняется техническое решение позиционирования дрона относительно посадочной платформы при подвижности объекта.

В результате разработанная принципиальная схема позволит приступить к созданию опытного образца, который, в свою очередь, сможет использоваться в качестве учебного пособия для молодежи и школьников.

ИНФОРМАТИКА - Шакалов Егор Андреевич

Россия, Тюменская область, г. Тюмень, ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище», 10 класс

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «BLINDLY» КЛАВИАТУРНОГО ТРЕНАЖЕРА С МОДУЛЕМ БРАУЗЕРА ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ ЛЮДЕЙ

Научный руководитель: Блендаренко Юлия Николаевна, преподаватель информатики и ИКТ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: разработка программы – клавиатурного тренажера, включающего модуль веб-браузера, адаптированного под инвалидов по зрению.

В настоящее время инвалиды по зрению имеют возможность работать. Многие предприятия в сфере информационных технологий нанимают по квоте незрячих людей для работы на компьютере. Поэтому умение работать с клавиатурой и скорость печати играют ключевой фактор в успешной работе инвалида по зрению. Программного обеспечения для обучения слепой десятипальцевой печати, подобного клавиатурным тренажерам типа «Соло на клавиатуре», представляющих собой максимально адаптированный для незрячих программный комплекс, включающий набор упражнений для быстрой печати до сих пор не существует. Разработанная программа не имеет аналогов, и позволяет любому человеку, в том числе и незрячему улучшить навыки и скорость работы с клавиатурой слепым десятипальцевым методом и закрепить свой результат, играя в игру.

Также в программе реализован полноценный браузер, с модулем прослушивания новостей с сайта РИА новости, адаптированного под управление незрячим человеком.

Ключевые слова: клавиатурный тренажер, инвалид по зрению, программное обеспечение, шрифт Брайля, модуль браузера, скорость печати, парсинг сайтов.

ТЕХНИКА И ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО - Еремеев Максим Владиславович

Россия, Челябинская область, г. Челябинск, МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска», 4 класс

ЭКОРОБОТ – СОРТИРОВЩИК МУСОРА

Научный руководитель: Тарасова Екатерина Александровна, учитель начальных классов.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - разработка модели робота по сбору мусора.

Робот может стать отличным помощником по сбору мусора. Автоматизированная сортировка мусора имеет ряд преимуществ перед ручным трудом – это безопасность, отсутствие вреда здоровью, простота, быстрая окупаемость.

Работа робота основана на следующем. Робот выдвигается к мусорным бакам, расположенным во дворе. Благодаря установленным в руках робота датчикам распознания предметов, робот начинает сортировать в отдельные контейнеры тот мусор, который можно сдать на переработку. Когда контейнеры наполняются, приезжает специализированный приемщик и забирает отсортированный мусор на переработку. Полученные средства от сдачи отсортированных расходов в специализированные организации управляющая компания может направить на благоустройство двора и прочее.

ТЕХНИКА И ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО - Ефимов Владимир Андреевич

Россия, Самарская область, г. Самара, МБОУ "Школа №10 "Успех" г.о.Самара, 3 класс

ГЕОКУПОЛ: ОТ ИДЕИ ДО СТАРТАПА

Научный руководитель: Галкина Елена Евгеньевна, учитель начальных классов.

Научная работа посвящена описанию бизнес-идеи о создании геокупола для бассейна из доступных и надежных материалов. Такой геокупол может использоваться и для других целей: создания беседок, шатров, детских игровых зон, теплиц, зимних садов и даже в качестве туристических домиков, проект может использоваться в различных температурных условиях. Приведено полное описание этапов построения геокупола, обоснован выбор используемых материалов, рассчитано их необходимое количество. Также в научно-исследовательской работе описаны используемые инструменты, при помощи бесплатных программных приложений выполнен расчет геометрических характеристик геокупола - площади и степени наклона дуг. Оценены затраты с учетом стоимости используемых материалов и доставки, рассчитан экономический эффект, приведено сравнение полученного технического решения с рыночными аналогами региона и страны. Проект полностью реализован на практике, имеется уменьшенная модель с подвижными элементами, позволяющая в полной мере оценить построенный геокупол. Приведено подробное описание этапов с цветными фотографиями.

Ключевые слова: стартап, модель, геокупол, геометрические характеристики, экономический эффект, инструменты.

ТЕХНИКА И ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО - Павлова Ольга Евгеньевна

Россия, Челябинская область, г. Челябинск, МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» 6 класс

ПОРТАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АНАЛИЗА ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИИБ

Научный руководитель: Галка Алексей Анатольевич, старший преподаватель технической школы «Сфера Знаний»

Разработана и сконструирована портативная установка для анализа воздуха в помещениях.Устройство состоит из нескольких компонентов: основа – пластиковый корпус, смоделированный в программе Autodesk Inventor Professional и распечатанный на 3D принтере, микроконтроллер ESP 32, включающий WI-FI, Bluetooth, порт USB, датчики для анализа воздуха, дисплей, блок питания. В ходе работы определены следующие задачи: познакомиться с основными понятиями физики и химии, необходимыми для проекта; найти в научно-популярной литературе и в сети интернет информацию о методах анализа воздуха в бытовых помещениях; подобрать необходимые для анализа датчики; разработать конструкцию установки в программе Autodesk Inventor Professional; распечатать корпус на 3D принтере; подобрать оптимальную плату; подключить датчики и дисплей; составить программу; провести эксперименты в различных помещениях; визуализировать полученные результаты на дисплее, с возможностью беспроводной передачи данных; оформить работу в соответствии с требованиями. Использованы следующие методы и приемы: Обзор и анализ литературы, электронных источников информации, сайтов компаний, занимающихся анализом воздуха в помещениях. Поиск необходимых деталей, конструирование.

Создание 3D модели установки. Решение возникающих в ходе конструирования задач. Тестирование устройства в разных помещениях. Анализ полученных результатов. В работе представлены необходимые термины и основные понятия. Обзор аппаратов разработанных для анализа воздуха. Разработана и создана собственная портативная установка, проведена серия экспериментов, демонстрирующая работоспособность и перспективность установки. Устройство может быть интегрировано в систему "умного дома", так как является доступным, и может анализировать наличие в воздухе веществ, представляющих опасность для человека. Количество датчиков можно варьировать в зависимости от помещения, где используется установка и расширять спектр возможностей.

Ключевые слова: состав воздуха, анализ воздуха, датчики для анализа воздуха.

ТЕХНИКА И ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО - Плешко Анна Дмитриевна

Россия, Челябинская область, г. Челябинск, МБОУ Лицей №11, 4 класс

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА

Научный руководитель: Рождествина Елена Владимировна, учитель.

В рамках настоящей научно-исследовательской работы была изучена и на практике решена проблема энергоснабжения дачного дома с помощью использования энергии солнечного света.

В ходе вышеуказанной работы решался вопрос альтернативного электроснабжения дачного дома, в виду полного отсутствия каких-либо источников электроэнергии (централизованного электроснабжения, мобильных генераторов с двигателями внутреннего сгорания и т.п.), а также оценивались экономия финансовых средств и вред, наносимый окружающей среде. Был разработан и реализован вариант с использованием энергии Солнца. В результате дачный дом получил необходимую электроэнергию для освещения, зарядки смартфона и работы холодильника не только в светлое, но и в темное время суток.

На основании полученных результатов установлено, что, используя солнечный свет, можно не только получить необходимую электроэнергию для своих нужд там, где нет других источников, но и существенно сэкономить финансовые ресурсы без нанесения вреда окружающей среде.

ТЕХНИКА И ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО - Рогачев Владислав Игоревич

Россия, Самарская область, г. Самара, ГАОУ СО «СамЛИТ(Базовая школа РАН)», 4 класс

ОПТИМИЗАЦИЯ СВЕТОФОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Научный руководитель: Вайнштейн Наталья Львовна, учитель начальных классов.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: исследование возможности оптимизации светофорного регулирования. Для этого построена модель работы светофора на Х-образном перекрестке ул. Мичурина – ул. Клиническая города Самара и выбран оптимальный режим работы светофора.

Проведен анализ светофорного цикла на перекрестке и посчитана интенсивность входящего и исходящего потока.

Модель построена с помощью программной среды Scratch. Задача модели – увеличение пропускной способности транспортного потока через перекресток, т.е. увеличение интенсивности исходящего потока и уменьшение количества машин, ожидающих очереди проезда через перекресток. В результате выполнения программы рассчитываются показатели: количество машин, проехавших через перекресток и очередь машин на конец времени моделирования.

Для оптимизации светофорного регулирования менялись значения переменных: время цикла и время включения зеленых сигналов светофора. Проведено сравнение полученных результатов и выбран наиболее оптимальный вариант работы светофоров.

ТЕХНИКА И ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО - Андреев Александр Владимирович, Санталов Дмитрий Алексеевич, Петрушкин Данила Олегович

Россия, Самарская область, г.Самара, МБОУ СМАЛ г.о.Самара, МБОУ лицей «Технический», 10 класс

СЕРВИС ОТСЛЕЖИВАНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА

Научный руководитель: Жигунов Андрей Андреевич, педагог дополнительного образования в ГБОУ ДО СО СОЦДЮТТ.

За последние два года жизнь стремительно изменилась. Всех поглотила одна мировая проблема, и имя ей - пандемия. С каждым годом, число заболевших от коронавируса достигает всё больших и больших масштабов, к сожалению, зафиксированы внушительные цифры по смертности от Covid-19. Как защитить себя и близких, мы видим в различных СМИ, да буквально на каждом шагу, но на самом ли деле эти методы настолько эффективны? Для нормального жизнеобеспечения, нам необходимы вещи первой необходимости, приобрести их в интернет-магазинах не всегда можно и удобно по расположению, но как выйти в магазин, если не уверен в том, что там не настигнет вирус? В эпоху технологического прогресса и эту проблему можно решить. Приложение под названием “Сервис отслеживания распространения коронавируса” поможет обывателям не только отслеживать места, где есть риск заражения, но и вписывать свои данные, чтобы следить за своим здоровьем.

ТЕХНИКА И ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО - Калеев Антон Романович, Егоров Георгий Алексеевич, Румянцев Никита Сергеевич

Россия, Самарская область, г. Тольятти, ДТ «Кванториум-63 регион», 8 и 11 классы

ПЛАТФОРМА ДЛЯ СБОРА И ХРАНЕНИЯ ПЛАВУЧЕГО МУСОРА

Научный руководитель: Новиков Валерий Михайлович, педагог дополнительного образования.

В настоящее время загрязнение водного пространства - одна из главных проблем человечества. Многие считают, что мусор накапливается только на суше, но это не так. В океанах уже давно существуют целые мусорные острова. Человек бессознательно выкидывает различные отходы в водоёмы или же в реки, через которые мусор попадает уже в моря и океаны. Существует достаточно много разнообразных проектов по очистке поверхности воды от плавучего мусора – от огромных океанских судов-мусоросборщиков, до маленьких дронов, предназначенных для очистки небольших водоемов и рек. Для сбора плавучего мусора на водной поверхности небольших акваторий нами был разработана платформа для сбора и хранения мусора состоящая из беспилотного дрона-мусоросборщика “Black Trash Whale” и базовой станции. Она воплотила в себе лучшие мировые разработки на эту тему и при ее создании нами был разработан принципиально новый метод загрузки и выгрузки плавучего мусора, что значительно повышает эффективность работы и упрощает его использование.

ТЕХНИКА И ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО - Окольнов Дмитрий Евгеньевич

Россия, Ульяновская область, Барышский район, с.Новая Бекшанка, МОУ СОШ с.Новая Бекшанка МО «Барышский район», 11 класс

МОТОБЛОК - ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ 2

Научный руководитель: Зотеева Надежда Николаевна, учитель технологии

В сельской местности нет, наверное, жителя без своего приусадебного хозяйства. Обработать такой участок лопатой, граблями требует много сил и времени. Большой трактор не зайдет в участок. Для облегчения труда на огороде можно сделать своего железного помощника. К земле-кормилице обращают сейчас свой взор многие. Однако, заполучив свой надел, иные сталкиваются с проблемой: чем же его обрабатывать? Без надежного мотопомощника целину не поднимешь, но у большинства возможности для его приобретения или самостоятельного изготовления - более чем скромные.

Мы на семейном совете решили приобрести мотоблок для обработки наших земельных угодий. Но, при первых же обработках земли возникла проблема, мотоблок тяжёлый в управлении и его постоянно нужно толкать и поднимать. Поэтому мы решили с папой его модернизировать. При разработке конструкции представляемого мотоблока старались решить сразу три задачи. Во первых, в максимальной степени использовать для его изготовления имеющиеся под рукой мотоблок. Во-вторых чтобы все новые приспособления к мотоблоку можно было смастерить в домашних условиях, при минимуме токарных работ и без использования дорогостоящих узлов и деталей. Наконец в-третьих, хотелось сделать такой мотоблок, который стал бы хорошим механическим помощником в хозяйстве с приусадебным участком: чтобы с его помощью можно было и землю вспахать, выкопать картошку, посадить корнеплоды, междурядную обработку растений и урожай привести.

Главное в этом проекте то, что изделие можно сделать самостоятельно. При выборе данного проекта были учтены следующие моменты.

В процессе изготовления этого мотоблока используются приобретённые знания, умения и навыки в области математики, физики, химии и технологии.

ФИЗИКА - Бердников Николай Денисович

Россия, Самарская область, г.Самара, ГАОУ СО «СамЛИТ (Базовая школа РАН)», 11 класс

ГЕТЕРОСТРУКТУРА КАРБИДА КРЕМНИЯ НА КРЕМНИИ КАК ОСНОВА МИНИАТЮРНОГО ЭЛЕКТРОПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ

Научные руководители: Чепурнов Виктор Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры радиофизики, полупроводниковой микро- и наноэлектроники Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королёва; Спирина Ольга Константиновна, учитель физики.

Использование нетрадиционной энергии в электронной технике является тендемом их стратегического направления развития в будущем. Достоинство нового подхода в том, что этот автономный источник постоянного тока может работать непрерывно в нашем случае не изменяя мощности в течении периода полураспада радиоизотопа 5760 лет.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - увеличение эффективности взаимодействия излучения радиоизотопа с веществом преобразующим энергию радиоизотопного распада в постоянный ток.

В задачи работы по достижению цели входит решение вопросов:

  1. познакомится с современным состоянием вопроса по радиохимическим преобразователям энергии соответствующими теме работы;
  2. изучить физический принцип работы устройств и факторов влияющих на эффективность преобразования энергии;
  3. знакомство с технологическими особенностями формирования полупроводниковых структур, в том числе энергопреобразователей;
  4. обоснование гипотезы повышения эффективности посредством использования структуры с пористой морфологией поверхности активного слоя;
  5. особенности формирования развитой упорядоченной поверхности кремния для последующего преобразования ее в активную фазу полупроводникового карбида кремния;
  6. технология преобразования por – Si фазы в изотипную por-SiC фазу CVD- методом;
  7. формирование p-n перехода в SiC-фазе;
  8. знакомство со средствами электрофизических измерений вольт-амперных характеристик структур энергопреобразователей и средствами оценки значений их основных параметров.

ФИЗИКА - Петин Егор Сергеевич

Россия, Самарская область, г.Самара, ГАОУ СО «СамЛИТ (Базовая школа РАН)», 11 класс

МОДЕЛЬ ИСКУССТВЕННОЙ СЕТЧАТКИ ГЛАЗА НА ОСНОВЕ КРЕМНИЕВЫХ НАНОСТРУКТУР

Научные руководители: Латухина Наталья Виленована, кандидат технических наук, доцент кафедры физики твердого тела и неравновесных систем Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва, Спирина Ольга Константиновна, учитель физики.

Использование нетрадиционной энергии в электронной технике является тендемом их стратегического направления развития в будущем. Достоинство нового подхода в том, что этот автономный источник постоянного тока может работать непрерывно в нашем случае не изменяя мощности в течении периода полураспада радиоизотопа 5760 лет.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - Изучение возможности создания модели сетчатки глаза человека на основе наноструктур кремния.

В задачи работы по достижению цели входит решение вопросов:

  1. Изучение теоретического материала по технологиям создания искусственной сетчатки глаза;
  2. Освоить методику расчета сопротивления чувствительного элемента сетчатки;
  3. Сравнение характеристик искусственной и естественной сетчатки глаза.

Объект исследования – Изображения растрового электронного микроскопа кремниевой структуры для искусственной сетчатки. Предмет исследования – Электрические характеристики кремниевой структуры для искусственной сетчатки.

Проблема: Отсутствие сравнительного анализа характеристик искусственной и естественной сетчатки глаза.

ФИЗИКА - Петрова Софья Андреевна

Россия, Самарская область, г. Самара, МБОУ «Гимназия Перспектива» городского округа Самара, 4В класс

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА СТАТИЧЕСКОГО ЗАРЯДА

Научный руководитель: Семенова Надежда Петровна, учитель начальных классов.

На Земле в разных точках сверкают около 200 гроз, каждую секунду возникают около 50 молний. Бывает, что молнии ударяют в самолеты, космические ракеты. Все это проявление статического заряда. Статический заряд мы ощущаем на одежде, видим в виде пыли на мебели, ощущаем, когда гладим кошку. В настоящее время учеными делаются попытки создания устройств для зарядки телефонов на основе статического заряда.

Актуальность изучения природы появления статического заряда, необходима:

  • - чтобы избегать попадания молнии в людей и объекты на Земле;
  • - обезопасить полеты самолетов и космических ракет;
  • - обеспечить надежную работу электронных устройств;
  • - изобрести новые источники электроэнергии.

В нашем проекте решались следующие исследовательские задачи:

  • - изучение причины возникновения статического заряда;
  • - исследование способов проявления статического заряда;
  • - изучение причины возникновения грозы (молнии и грома) в период дождя;
  • - эксперименты со статически заряженными предметами;
  • - исследование областей применения статического заряда;
  • - изучение основных средств борьбы со статикой.

Статические заряды образуются при трении друг о друга предметов, которые не проводят электричество. Заряды образуются на поверхности пластика, синтетических тканей, резиновых изделий. Статический заряд появляется локально и существует некоторое время (секунды, минуты, часы, и даже несколько дней).

Рассмотрим причину возникновения заряда при трении стекла о виниловую ткань. В нормальном состоянии у молекулы винила 15 протонов и 15 электронов. У стекла 66 протонов и 66 электронов. При трении этих материалов друг об друга часть электронов стекла перескакивают к атомам винила. В результате у винила возникает избыток 3-х электронов, а у стекла их недостаток. Причем это перемещение возникает только в месте соприкосновения. У других атомов количество протонов и электронов остается неизменным. Таким образом, стекло становится положительно заряженным телом, а виниловая ткань отрицательно заряженной.

ФИЗИКА - Плескач Марк Николаевич

Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, п. Солнечный, МБОУ «Солнечная СОШ №1», 10 класс

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТА МПЕМБЫ И ЗАКОНА ОХЛАЖДЕНИЯ НЬЮТОНА

Научный руководитель: Дмитрук Майя Вячеславовна, учитель физики.

Данная работа содержит результаты исследования скорости остывания горячей и холодной воды, анализ результатов исследования (факт существования эффекта Мпембы) и теоретическое обоснование полученных результатов на основе закона Ньютона о расчёте процесса конвективного теплообмена. Парадоксальность эффекта Мпембы в том, что горячая вода остывает до температуры 0°С быстрее, чем такое же количество холодной воды, хотя при этом она должна пройти температуру холодной воды в процессе охлаждения до 0°С. С другой стороны: еще в конце XVII века английский физик И. Ньютон обнаружил простую закономерность: мощность теплообмена между двумя телами тем больше, чем сильнее отличаются их температуры.

В этом и проявляется актуальность исследования эффекта Мпембы и закона охлаждения Ньютона, а также условий, при которых возникают процессы охлаждения и отвердевания воды.

Гипотеза: – Горячая вода быстрее остывает и замерзает , чем вода комнатной температуры.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - Проверить на опыте: как зависит скорость остывания воды от начальной разницы температур, провести анализ полученных результатов на реальность существования эффекта Мпембы и закона охлаждения Ньютона, используя цифровые технологии: компьютерную программу Logger Pro, датчик температуры, интерфейс сбора данных Лабквест.

Поставленная цель наметила следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы темы «Тепловые явления»;
  2. Подобрать необходимые приборы и материалы и провести эксперимент;
  3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Более интенсивно процесс остывания идёт у воды с высокой температурой, а у воды с меньшей температурой скорость остывания идёт с меньшей скоростью. Эффект Мпембы действительно существует, но он не противоречит законам Ньютона. Исследуя процессы охлаждения, пришёл к выводу , что в эффекте Мпембы речь идёт о разнице температур между двумя жидкостями (горячая и холодная), а в законе Ньютона объяснение основано на разнице температур между исследуемой жидкостью и окружающей средой.

В статье представлены конечные результаты, подтвердившие гипотезу, что горячая вода быстрее остывает и замерзает , чем вода комнатной температуры.

В ходе исследования получен еще один результат, свидетельствующий о том, что в процессы охлаждения, отвердевания воды в повседневной жизни играют огромную роль.

ФИЗИКА - Турчина Василиса Вадимовна

Россия, Челябинская область, г.Челябинск, филиал МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска»,2 класс

ЗАГАДКА СТАТИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

Научный руководитель: Коляченко Елена Геннадьевна, учитель начальных классов.

В работе путем проведения опытов объясняются различные явления, связанные с проявлениями статического электричества и доказываются постулаты электростатики. На основе полученных в результате знаний объясняются некоторые природные явления, которые были непонятны и вызывали интерес в начале работы, доказывается гипотеза, выдвинутая в начале работы, и делаются выводы, которые помогают ответить на вопрос о том, какой вред может принести статическое электричество человеку и как защитить себя от этого вреда.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Целью данной работы является изучение природного явления - статическое электричество. Выяснение вопросов: какой вред может приносить статическое электричество человеку и как защитить себя от вредных проявлений статического электричества.

Практическая значимость работы: Научиться понимать природу физических явлений, происходящих в повседневной жизни. Научиться оберегать себя от вредных проявлений статического электричества. Конструирование простейшего прибора. Применение полученных знаний на практике.

Ключевые слова: статическое электричество, электризация, заряд, электрон, статическое электрическое поле, знак заряда тела, одноименные и разноименные заряды, электроскоп, разряд.

ФИЗИКА - Чуева Мария Олеговна

Россия, Самарская область, г. Самара, ГАОУ СО «СамЛИТ (Базовая школа РАН)», 11 класс

МЕДИЦИНСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ НАНОЧАСТИЦ КРЕМНИЯ

Научные руководители: Шишкина Дарья Александровна, кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры наноинженерии Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва; Спирина Ольга Константиновна, учитель физики.

Исследование свойств кремниевых наноструктур, позволяющих применить их как материал для медицинских приложений.

Задачи:

  1. Изучить литературу по изготовлению КНН и применению их в медицине;
  2. Получить структуры с нанокристаллическим кремнием в лабораторных условиях;
  3. Измерить основные параметры до и после травления. Высчитать пористость;
  4. Исследовать зависимость свойств структур от их пористости;
  5. Исследовать растворимость структур в различных растворах (слеза натуральная, вода);
  6. Исследовать спектральную зависимость коэффициента поглощения;
  7. Сделать выводы.

Объект исследования – структуры с кремниевыми нанонитями. Предмет исследования – исследование свойств кремниевых наноструктур, позволяющих применить их как материал для медицинских приложений.

Методы исследования: физико-химический метод - создание нитевидной структуры кремния; гравиметрический метод - метод для определения пористости структуры; физический метод - определение растворимости. определение поглощения

Ключевые слова: структуры с кремневыми нанонитями, травление, растворимость, поглощение.

ХИМИЯ - Григорьев Дмитрий Денисович

Россия, Тюменская область, г. Тюмень, МАОУ СОШ №45, 11 класс

СОЗДАНИЕ БИОДЕГРАДИРУЕМЫХ ПОЛИМЕРОВ КАК УПАКОВКИ БУДУЩЕГО

Научный руководитель: Савенков Иван Александрович, учитель химии.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: создание биодеградируемых полимеров обладающих регулируемым сроком эксплуатации, наносящие минимальный ущерб окружающей среде.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

  1. изучить литературные источники по исследуемой теме;
  2. попытаться создать методику по получению биодеградируемых полимеров и получить первые образцы пластика;
  3. провести испытания первых образцов, доработать методику.

Объект исследования – биодеградируемый полимер, как упаковка будущего. Предмет исследования – степень и скорость разложения биодеградируемых полимеров в окружающей среде.

ХИМИЯ - Косолапов Никита Андреевич

Россия, Самарская область, г. Самара, Лицей №1 «Спутник»,10 класс

СИНТЕЗ НОВОГО КОМПЛЕКСНОГО СОЕДИНЕНИЯ НИКЕЛЯ С БЕТА-АЛАНИНОМ

Научные руководители: Маринчев Сергей Сергеевич, заместитель директора по УВР, преподаватель химии; Карасев Максим Олегович, к.х.н., доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Синтез новых комплексных соединений аминокислот с различными металлами является актуальной задачей, поскольку позволяет исследовать стереохимические особенности аминокислоты, связанной с ионом металла, что может послужить в качестве отправной точки для понимания влияния ионов металлов на конформации и стереохимию белков.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: синтез нового комплексного соединения никеля с бета-аланином, установление его состава и некоторых свойств.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи. Произведен синтез комплексного соединения, в качестве исходных реагентов были выбраны хлорид никеля и бета-аланин. Были получены желтые призматические кристаллы. Далее кристаллы были изучены методом ИК спектроскопии. Спектр содержит полосы поглощения колебаний аминогруппы, карбоксильной группы и воды. Для установления формулы полученного комплекса был проведен химический анализ кристаллов.

Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза о том, что в системе Ni2+ – бета-аланин – вода – хлорид-ион возможно образование кристаллов комплексного соединения, подтвердилась.

В перспективе развития данной темы, планируется получение комплексов никеля с другими аминокислотами.

ХИМИЯ - Мусатов Антон Сергеевич, Чеботникова Диана Андреевна

Россия, Самарская область, г. Самара, ГБОУ СО «Гимназия № 1 (Базовая школа РАН)», 9 класс

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ АМФОТЕРНОСТИ СОЕДИНЕНИЙ НЕКОТОРЫХ МЕТАЛЛОВ

Научный руководитель: Бурундукова Гузял Усмановна.

Научный консультант: Абдульмянов Алексей Рафикович, кандидат химических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева.

В современной школьной литературе деление оксидов и гидроксидов на три подкласса проводится по четким правилам. Тем не менее, анализ учебников показал, что несмотря на кажущуюся четкость правил, отнесение различных соединений к трем подклассам не всегда четкое и единообразное и в ряде случаев не соответствует информации, которая дается студентам химических специальностей. Так в учебниках и в материалах ЕГЭ оксид меди (II), гидроксид меди (II) и оксид серебра (I) представляются как соединения только с основными свойствами, что противоречит современным справочникам по неорганической химии. В связи с этим, целью данной работы является исследование кислотно-основных свойств оксида меди, гидроксида меди и оксида серебра и экспериментальная проверка их амфотерности.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. анализ научной литературы по данной проблеме;
  2. выбор методов определения продуктов исследуемых реакций и подбор концентраций растворов исходных веществ;
  3. проведение твердофазного синтеза Na2CuO2;
  4. исследование превращений в растворе нитрата меди (II) при добавлении избытка щелочи;
  5. изучение превращений в растворе нитрата серебра (I) при добавлении избытка щелочи.

Актуальность работы заключается в опровержении информации, содержащейся в школьных учебниках.

Поиск по сайту

Log in

create an account